Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных актов

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации).
 
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
 
Ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
 
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет, перечислены в ст. 15 Закона о регистрации.
 
П. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
 
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
 
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
 
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
 
Исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, отсутствие заявления о государственном кадастровом учете может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
 
Вместе с тем ст. 58 Закона о регистрации предусмотрен порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда, определен круг лиц, по заявлению которых может быть осуществлена государственная регистрация прав, тогда как порядок осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании решения суда, в том числе круг лиц, по заявлению которых возможно проведение государственного кадастрового учета, Законом о регистрации не определен.
 
В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации срок осуществления государственного кадастрового учета составляет пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет.
 
Исходя из требований законодательства РФ, следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке. Государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным и(или) не содержащим информацию, необходимую для его исполнения.
 
Исходя из изложенного, с учетом требований ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации, указывающей на заявительный порядок проведения ГКУ и отсутствия прямо предусмотренного Законом о регистрации исключения из общего правила об осуществлении ГКУ на основании судебных актов без заявления правообладателя, полагаем, что, при осуществлении государственного кадастрового учета на основании вступивших в силу судебных актов, должно осуществляться в общем порядке, то есть, при наличии заявления лиц, указанных в Законе о регистрации.